Стоит ли менять еще рабочие свечи зажигания?



stoit-li-menyat-svechi

Многие автолюбители считают, что свечи зажигания не стоит менять, пока двигатель заводится в любой мороз и не “троит”. Однако производители машин рекомендуют производить замену свечей накаливания через определенный пробег. Стоит ли экономить и использовать свечи до полного их выхода из строя? Многие отечественные автовладельцы задаются этим вопросом. Мы попробуем разобраться, насколько необходима замена свечей в указанные в сервисной книжке сроки. Данный вопрос также интересен нам с профессиональной точки зрения, так как несправные свечи часто не дают запустить авто зимой. Внешне такие свечи могут выглядеть «как новые» и вполне исправные.

Для начала разберем, из каких компонентов состоит свеча зажигания. На рисунке все подробно расписано.

1) Бортовой и центральный электроды. Именно между ними образуется искра, которая приводит к воспламенению топливно-воздушной смеси.

2) Уплотнительное кольцо для предотвращения выхода сгорающих газов из двигателя.

3) Керамический изолятор. Его задача предотвращать перегрев свечи.

4) Ребра изолятора. Они предохраняют от электрических пробоев по поверхности изолятора.

5) Контактный вывод — разъем предназначенный для подключения высоковольтных проводов, ведущих к катушке зажигания.

Теперь, разобравшись с устройством, постараемся понять, почему технический регламент так категоричен и предписывает менять свечи через определенный пробег. Основная причина этого, в том чтобы полностью исключить ситуацию не запуска двигателя по вине неисправных свечей зажигания. Весь процесс происходит внутри двигателя и скрыт от глаз, диагностировать неисправность свечи просто осмотрев ее или «пробив ее на массу» можно, только если неисправность явная. Скрытая неисправность не позволит понять, почему двигатель «троит». Поэтому свечи стоит менять в соответствии с предписанными нормами.


Очень значимым моментом является величина расстояния между электродами свечи. Больший зазор образует более мощную искру. Вместе с тем для образования искры в этом случае потребуется большее напряжение. Меньший зазор позволяет искре образовываться раньше, но, ее характеристики хуже для воспламенения смеси. Неисправные свечи сильно осложняют запуск двигателя в морозы.

Важной характеристикой свечи является калильное число. Отечественный производитель изготавливает свечи с калильным числом от 8 до 26. Иностранный производитель это число не указывает. Их свечи можно разделить на холодные (большое калильное число) и горячие. Если для двигателя применять свечи, имеющие большое калильное число, чем рекомендовано производителями автомобиля, то электроды свечей будут быстро покрываться нагаром, что приведёт к плохому образованию искры. Двигатель будет иметь перебои в работе, звук будет неровным (будет троить). Применение излишне горячих свечей может привести к детонациям и разрушению деталей двигателя.

Сегодня в продаже можно найти платиновые, иридиевые и классические свечи зажигания. Различаются они материалом изготовления электродов и соответственно стоимостью. Платиновые и иридиевые свечи зажигания при эксплуатации под действием больших температур практически не выгорают, их срок службы довольно велик (почти в два раза выше классических). Самыми долговечными являются электроды из сплава иридий-платина.

На срок службы свечей влияет целый ряд факторов. Это климатические условия, влажность, качество применяемого бензина и крайние пики температур в регионе. Срок службы платиновых и иридиевых электродов не более 80000 км пробега. Классические свечи обычно не переживают отметку 40000 км., чаще всего выходят из строя значительно раньше. Естественно состояние двигателя и режим эксплуатации существенно влияют на срок жизни свечей зажигания. Исходя из этого, производители рекомендуют производить замену свечей зажигания в рамках планового ТО. Обычно каждые 30-60 тысяч км пробега.

Если Вы обслуживаете свое авто самостоятельно, или в случайных автосервисах, Вы легко можете пропустить плановую замену свечей зажигания. Чаще всего такая ошибка не приводит к трагическим последствиям. Однако, машина Вас может подвести в самый неожиданный момент, чаще всего такое происходит зимой при низких температурах. Специалисты службы отогрева авто Hot54 часто сталкиваются с подобной проблемой. Подсказать о неисправности свечей зажигания могут следующие признаки:

- Двигатель троит, вибрации при движении и «холостой» работе.

- Увеличенный расход топлива.

- Двигатель запускается с трудом (с нескольких попыток).

- Динамика автомобиля стала хуже.

- Выхлопная система выбрасывает большее количество CO (дым из глушителя)

Если не обратить внимания на эти симптомы, двигатель не только не сможет завестись в следующий раз, но и детали двигателя могут пострадать. Из-за детонаций в цилиндрах может быть повреждена поршневая группа. Вот, например, запущенный результат эксплуатации старых свечей:

Очень важно понять вовремя, что необходима замена. Выкрутив свечу, обратите вынимание на наличие нагара, а также на зазор между электродами. Величина зазора в миллиметрах, предписанная производителем указа в маркировке на ней (последняя цифра). Если в конце маркировки цифра не указана, значит, зазор должен составлять 8 мм.

По внешнему виду, исправная свеча не имеет нагара. Диагностировать неисправность свечей можно и с помощью слуха. Ударные волны внутри камеры сгорания производят звонкий металлический звук, при усугублении проблемы звук более отчетливо слышен, характеристики двигателя ухудшаются, из глушителя идет черный дым. Частым результатом такой проблемы являются прогорание головки блока цилиндров, рабочей кромки поршней и электродов свечей. Стоит экономия на замене свечей зажигания этих проблем?

Итак, затягивать замену свечей зажигания не стоит. Свечи следует устанавливать рекомендованные заводом-изготовителем. При прохождении планового ТО следует обследовать и проверить состояние свечей зажигания. При проявлении признаков неисправности свечей нужно срочно произвести их замену, или обратиться на станцию обслуживания.


Чтобы продлить жизнь свечей зажигания, нужно вовремя менять топливные фильтры, контролировать правильность зазора электродов и использовать только качественное проверенное топливо с надежных заправок. При использовании платиновых и иридиевых свечей возможна их более длительная эксплуатация, но, они так же не вечные и требуют своевременной замены.

Покупая новые свечи, рекомендуем обратить внимание в сторону многоэлектродных свечей (вокруг главного электрода, имеются 3 или 4 дополнительных). Они более экологичны и значительно увеличивают мощность мотора (по сравнению с классическими свечами) за счет быстрого сгорания топлива. Помимо этого, данные свечи более стабильны и долговечны.